ОБУЧЕНИЕ ПОЛЁТАМ НА ПЛАНЕРЕ

Планер

 

Планер — это идеальный летательный аппарат, позволяющий продержаться в воздухе в режиме планирования дольше любых других летательных аппаратов. Достигаются уникальные лётные характеристики планера следующим образом. Во-первых, для производства планеров применяются современные композиционные материалы, снижающие вес планера и трение воздуха об его обшивку. Площадь рабочей поверхности крыла планера делается максимально большой. Кроме того, применяются обтекаемые аэродинамические формы, а выступающие элементы конструкции отсутствуют или убираются внутрь после взлёта.

Аэродинамическое качество современных планеров достигает величины 60. Это в 3-6 раз больше, чем у современных самолётов, в 6 раз больше, чем у парапланов, в 4 раза больше, чем у дельтапланов. Будучи вытянутым буксировщиком на высоту круга в 300 метров планер может пролететь до 18 километров!

Также как и другие парящие летательные аппараты, планер может использовать восходящие потоки для самостоятельного набора высоты. Высокое аэродинамическое качество позволяет подниматься даже в слабых восходящих потоках. При этом, однако, поток должен быть достаточно широким, так как диаметр спирали планера довольно большой. Мировой рекорд дальности полёта на планере — 3009 километров.

Полёт на планере практически бесшумный — отсутствует звук работающих двигателей, а шум трущегося об аппарат воздуха отсекается стенками кабины.

Взлёты и посадки

 

Самостоятельно классический планер взлетать не может. Чаще всего для взлёта используется самолёт-буксировщик. Планер цепляется тросом к самолёту, тот взлетает и поднимает за собой планер на необходимую высоту. Потом происходит отцепка и планер остаётся один. Также для запуска планера может использоваться лебёдка или резиновый трос, в совсем уж редких случаях — склон.

Существуют модификации планеров (мотопланеры) с собственным двигателем, позволяющим им взлетать подобно самолётам. Но всё же большинство мотопланеров используют двигатель уже только после отрыва от земли для набора высоты и длительных перелётов в отсутствии восходящих потоков.

Посадка на планере требует довольно высокого лётного мастерства и сравнима по сложности с посадкой самолёта, а иногда даже превосходит её. Скорость планера достаточно велика, для производства посадки требуется точный расчёт, аккуратное выравнивание, выдерживание и приземление. Кроме того, на планере невозможно уйти на второй круг, поэтому пилот должен за долго до посадки рассчитать траекторию снижения таким образом, чтобы в точке нулевой высоты оказаться над взлётно-посадочной полосой.

Для полётов на планере чаще всего требуется аэродром с грунтовым покрытием. Вынужденную посадку можно осуществлять вполне безопасно и вне аэродромов, главное, чтобы поверхность земли была ровной. Пробег после приземления у планера небольшой.

Обучение и эксплуатация планера

 

Обучение полётам на планере стоит от 85000 рублей и включает в себя 42 лётных часа. Процесс обучения может быть довольно длительным — связано это с тем, что при отработке навыков полёта по кругу и посадки планер не может уйти на второй круг или взлететь после касания — его снова нужно буксировать или запускать с лебёдки, что требует большего времени.

После завершения начального обучения возможно обучение высшему пилотажу, а также повышение квалификации при осуществлении маршрутных полётов, участие в сорвенованиях по планерному спорту.

Для полётов на планере требуется инфраструктура — аэродромы, буксировщики (планерные лебёдки или тросы). При этом планер необязательно должен базироваться на аэродроме — существуют разбирающиеся модели, которые можно перевезти к месту полёта на автомобиле.

Безопасность полётов на планере

 

Полёты на планере по уровню безопасности сопоставимы с полётами на самолётах. С одной стороны отсутствие двигателя не позволяет в случае необходимости уйти на второй круг. Но с другой стороны у планера гораздо более высокое аэродинамическое качество, что позволяет более тщательно подобрать площадку в случае вынужденной посадки. Пробег на планере небольшой, что также снижает требования к площадке для посадки.

Тем не менее планер — достаточно хрупкий летательный аппарат, не предназначенный для больших перегрузок. Известны случаи, когда планер разваливался в полёте при выходе на скорость выше предельно допустимой или выполнении манёвра с высокой перегрузкой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )